Владимировка

На северо-западе Харьковской области, в Богодуховском уезде на живописной опушке соснового леса в 1884 г. сахарозаводчикаом Иваном Герасимовичем Харитоненко было основано имение, которое использовалось как летняя резиденция семьи предпринимателя, однако продолжил основное строительство все-таки его сын Павел Иванович. Наиболее распространена версия, что название имению было дано в честь младшей дочери Павла Натальи.

Основное усадебное здание в Натальевке было построено в начале XX в., оно представляло собой образчик «дачного модерна» и сочетало черты английской усадебной архитектуры и альпийского шале. По всему периметру он был обнесен деревянными террасами. Над интерьерами усадебного дома работал художник М.Добужинский. К сожалению, основное здание было разрушено в годы войны. На территории усадьбы были разбиты цветники, били фонтаны, аллеи между деревьями освещались электричеством. Существовал фазанник, кошара для лесных животных – коз и оленей.

Жемчужиной усадьбы является церковь Спаса Преображения. Построили храм в трехстах метрах от дома, в лесу на опушке. Архитектурный проект в 1908 г. выполнил А. Щусев, известный уже к тому времени зодчий. Строительство велось с 1911 по 1913 гг. под руководством архитектора А. Рухлядева. Для оформления пригласили скульпторов С. Коненкова, А. Матвеева. Работали здесь мрамор щики В. Елизаров, Е. Соколов. Мозаичную икону «Спас Вседержитель» на западном фасаде предположительно создал Н. Рерих.

Великолепно разнообразие резного убранства, выполненного Матвеевым. На западном фронтоне это монументальное «Преображение», оплетенное растительным орнаментом; 24 розетки с изображениями святых – покровителей рода Харитоненко – украшают пилястры у входа; на стенах – многочисленные резные вставки и два небольших горельефных изображения Иисуса Христа. У южной стены церкви установлена скульптура работы С. Коненкова «Распятие». Внутри церковь украшали яркие фрески.

Роспись интерьеров выполнил А. Савинов в духе древнерусской живописи. К сожалению, роспись не сохранилась. В безбожные времена церковь использовалась то под котельную, то под биллиардную, то под библиотеку. Только с 2001 г. в ней возобновилась служба.

Павел Иванович планировал разместить в стенах церкви свою уникальную коллекцию икон, церковных книг и утвари; жемчужинами коллекции были 11 икон деисусного чина новгородского письма XV-XII вв. Часть икон, собранных Харитоненко, была показана на выставке иконописи и художественной старины в Москве на съезде художников в 1911-1912 годах, в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Стоимость выставленных икон оценивалась в сумму около 150 тысяч рублей. Коллекция икон Павла Ивановича считалась третьей по значимости в России. После Революции все ценности из Натальевки были вывезены (по большей части – в Государственную Третьяковскую галерею). Рядом с церковью сквозь стройные стволы мачтовых сосен можно разглядеть колокольню невиданной архитектуры – будто восемь древесных стволов взметнулись ввысь, слились воедино и увенчаны невысоким воинским шлемом.

Веселая жизнь в усадьбе была недолгой. В 1914 г умер Павел Иванович. В том же году, когда еще продолжались оформительские работы, над Натальевкой пронесся сильней ший ураган с градом, а потом началась война, и Натальевка опустела.

В 1924 г. Натальевская усадьба была передана профсоюзам, которые разместили здесь противотуберкулезный санаторий «Владимировский».

До настоящего времени от поместья уцелели флигели и служебные помещения. Недалеко от церкви сохранился дом управляющего с двумя львами у входа – одним спящим, другим бодрствующим. Рядом – резной деревянный домик. Это бывший Чайный домик, превращенный в наше время в один из корпусов санатория. Усадьба славилась не только церковью. Неподалку от нее можно увидеть огромную водонапорную башню, выполненную в готическом стие, украшенную жестяными драконами, рядом с которой находится оранжерейный комплекс, ныне запущенный. Чуть в стороне – руины манежа и конюшни – все, что осталось от знаменитого харитоненского конезавода, славившегося далеко за пределами округи. Питомцы Натальевского конного завода были хорошо известны на московских ипподромах. Еще одно дошедшее до нас архитектурное чудо – роскошные въездные ворота, являющиеся частью проекта А.Щусева.

Приусадебный парк, разбитый на расчищенных участках естественного леса, содержал ценнейшие виды деревьев, многие из которых сохранились. И по сей день растет здесь единственная на харьковщине карельская береза. Парк занимает территорию 50 га и делится на две части: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть находится на правом берегу р.Мерчик и состоит из дубовой и сосновой рощ. Нижняя размещена в пойме речки на повышенном рельефе. Своеобразным элементом парковой композиции является каштановая аллея, идущая от главных ворот. Сохранились и западные ворота, которые до недавнего времени украшали две каменные половецкие «бабы».

Натальевский парк признан государственным памятником садово-паркового искусства.